Самые «бедные» и «богатые»: разбираем бюджеты Новой Москвы

Не секрет, что территориальные устройства «старой» Москвы и Новой разительно отличаются между собой. Те функции, которые в Москве «старой» поделены между управами и муниципалитетами, в ТиНАО отданы органам местного самоуправления внутригородских муниципальных образований. Как следствие, их бюджеты значительно превосходят по своим размерам бюджеты муниципальных округов «старой» Москвы.

Территории Новой Москвы поделены на 21 муниципальное образование: 19 поселений и 2 городских округа (Троицк и Щербинка), которые несколько отличаются по своему правовому статусу и по структуре бюджета (особенно это касается Троицка). Давайте рассмотрим, как будут выглядеть их бюджеты в 2018 году. Для анализа мы использовали последние на настоящий момент редакции Решений Советов депутатов о рассмотрении бюджетов с официальных сайтов органов местного самоуправления.

Общие доходы всех бюджетов внутригородских муниципальных образований ТиНАО составляют 10,3 млрд рублей. Для сравнения, суммарный доход всех (!) 125 муниципальных округов «старой» Москвы в 2017 году планируется на уровне 3,2 млрд рублей. Общие расходы 10,8 млрд рублей. Таким образом, суммарный дефицит бюджетов составляет 500 млн рублей. Однако для погашения дефицита используются остатки на счетах муниципальных образований, проще говоря, накопления за прошлые годы. Ни одно муниципальное образование не использует для погашения дефицита заемные средства. Лидером по размеру дефицита является поселение Сосенское с превышением расходов над доходами в размере 388 млн. рублей. При этом размер накоплений на конец 2017 года составлял более 1,2 млрд. рублей. Интересно, что с момента присоединения новых территорий расходные и доходные части бюджетов поселений продолжают возрастать. Так, с 2012 года размер доходов увеличился в 2,8 раза. В значительной мере это связано с переоценкой кадастровой стоимости земли, а также с ростом численности населения и количества рабочих мест и, соответственно, ростом налоговых поступлений.

Динамика расходов и доходов местных бюджетов ТиНАО за период 2012-2018.

Динамика расходов и доходов местных бюджетов ТиНАО за период 2012-2018. Источник: budget.mos.ru.

Самым «богатым» поселением ТиНАО в 2018 году будет Сосенское с доходами в размере 1,5 млрд рублей. На втором месте — Московский с 1,1 млрд. Абсолютным же лидером является Троицк с доходной частью бюджета в размере 2,1 млрд рублей. Однако 51% этой суммы это безвозмездные поступления из городского бюджета, тогда как у Сосенского и Московского они составляют 0,83% и 3,28% соответственно.  Самыми же «бедными» муниципальными образованиями оказались Михайлово-Ярцевское (142 млн) и Киевский (139 млн рублей).

Размеры доходов и расходов муниципальный образований ТиНАО.

Размеры доходов и расходов муниципальный образований ТиНАО.

Как видно на диаграмме, размер бюджетов остальных муниципальных образований, за исключением Марушкинского и Щербинки, не превышает 500 млн рублей. Интересно посмотреть на источники доходной части бюджетов. В силу законодательных особенностей структура бюджетов поселений и городских округов будет несколько различаться между собой. Для поселений основным источником доходов остается земельный налог с юридических лиц, который в среднем составляет 49% поступлений в местный бюджет. В самом «богатом» Сосенском поселении его доля составляет 87% (1299 млн рублей), а например, в поселении Киевский менее 2% (2,4 млн рублей). При этом площади поселений практически равны между собой, однако если в Сосенском огромные участки земли принадлежат застройщикам или заняты такими предприятия как «МЕГА Теплый Стан» и «Фуд Сити», то в Киевском количество участков, находящихся в собственности юридических лиц, крайне мало, а основную территорию занимают леса, населенные пункты и пути железной дороги. Также невелика доля земельного налога в структуре бюджетов Щербинки и Троицка всего 10,33%.

Структура доходов местных бюджетов в 2018 году.

Структура доходов местных бюджетов ТиНАО в 2018 году.

Вторыми по значимости статьями доходов (30% или 3,1 млрд рублей) в местные бюджеты являются различные безвозмездные поступления из городского бюджета (дотации, субвенции, субсидии и иные межбюджетные трансферы). При этом, если в поселениях доля таких поступлений составляет 27%, то в городских округах уже 41% (почему так, мы разберем при рассмотрении структуры расходов). Интересно, что часть поселений обходятся практически или полностью без таких поступлений (например, Мосрентген в 2018 году вообще не планирует получение средств из городского бюджета), но, скажем, доходы поселения Роговское на 85% состоят из средств, которые будут выделены из бюджета Москвы.

Пицца, японская кухня, бургеры, wok, крафтовое пиво в Коммунарке. Меню и цены

Ну и наконец, третьим по значимости (19,4% или 2 млрд рублей) источником наполнения местных бюджетов является налог на прибыль физических лиц и индивидуальных предпринимателей. Причем, если в поселениях его доля 13,1%, то в городских округах достигает 38,2% доходной части бюджета. Такая разница объясняется как размерами налогооблагаемой базы, так и различными нормативами отчисления налога в местные бюджеты. Хотя примечательно, что если Московский получает 31% (345 млн рублей) поступлений за счет налога на прибыль, то Сосенское всего 1,4% (20 млн рублей).

Остальные источники доходов, за редким исключением, составляют довольно незначительную долю поступлений в бюджеты.

Вслед за доходами давайте далее разберем, на что поселения и городские округа тратят свои бюджеты. Структура трат предопределена законом о местном самоуправлении, так как муниципальные образования могут расходовать средства только на те направления, которые отнесены к вопросам местного значения. Поэтому, к примеру, администрация поселения не может за свой счет построить необходимый детский сад или проложить дорогу, даже если размер бюджета позволяет это сделать.

Структура расходов местных бюджетов в 2018 году.

Структура расходов местных бюджетов в 2018 году.

Как видно из диаграммы, самой большой статьей расходов остается благоустройство. В среднем на содержание, ремонт и создание новых объектов благоустройства планируется потратить 1/3 бюджетов или 3,7 млрд рублей. Лидером по размерам трат остается поселение Сосенское, которое планирует израсходовать на эти цели 1,2 млрд рублей: здесь уже третий год продолжается масштабная программа благоустройства территории поселения, в первую очередь поселка Коммунарка.

Из общего бюджета 18% или 1 950 млн рублей будет потрачено в 2018 году на содержание органов местного самоуправления: администраций поселений и городских округов, а также на обеспечение функционирования Советов депутатов. Полтора миллиарда из этой суммы израсходуют непосредственно на выплаты сотрудникам администраций (за исключением глав).

Обращают на себя внимание некоторые аномалии в бюджетных расходах на функционирование администрации поселений Внуковское и Первомайское. Из диаграммы видно, что на выплату заработных плат сотрудникам администрации этих поселений тратят примерно столько же, сколько такие «административные монстры», как  Троицк, Щербинка или Сосенское с Московским.

Расходы на содержание органов местного самоуправления в 2018 году.

Расходы на содержание органов местного самоуправления в 2018 году.

При этом, например, официальная численность населения Троицка превосходит население Первомайского в 7 раз, а администрация Троицка наделена дополнительными полномочиями, которых нет у поселений, что неизбежно должно означать рост административных издержек и рост расходов на содержание администрации. В итоге напрашивается вывод, который можно сделать из анализа вышеприведенного графика: либо имеет место раздувание штата ряда администраций сверх необходимых для их функционирования размеров, либо существует значительная разность в уровне заработных плат между муниципальными образованиями в ТиНАО. Окончательные выводы можно сделать только при более глубоком анализе структур администраций и бюджетных расходов.

Размер расходов по таким направлениям, как культура и спорт напрямую связаны с наличием в муниципальных образованиях соответствующих бюджетных учреждений. Где таких учреждений нет, расходы по этим направлениям составляют незначительную часть бюджетов.

Также обращает на себя внимание, что на образование в городских округах тратятся значительные средства, тогда как в поселениях эти расходы составляют всего 0,31%. Подобное связано как раз с различием в полномочиях между этими двумя типами муниципальных образований. Например, в Троицке образовательные учреждения финансируются из средств местного бюджета за счет субвенций, предоставляемых городскому округу из бюджета Москвы. В поселениях же образовательные учреждения получают финансирование напрямую из бюджета города.

Значительную долю расходов всех муниципальных образований составляет дорожное хозяйство, куда входит ремонт и содержание дорог местного значения. Анализ бюджета позволяет сделать вывод, что на 2018 год в поселении Роговское, например, запланированы масштабные мероприятия по ремонту дорог. Здесь планируется потратить 72% бюджета (288 млн рублей) именно на дорожное хозяйство.

Ну и наконец, еще одна заметная статья расходов это жилищное хозяйство. В первую очередь имеются ввиду расходы на проведение капитального ремонта жилищного фонда и расходы на содержание бюджетных организаций ЖКХ там, где они есть. Так, к примеру, поселение Мосрентген планирует потратить 75,5 млн рублей на финансирование деятельности муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства поселения Мосрентген».

Остальные статьи расходов составляют незначительную долю расходов всех поселений. Полную структуру бюджетов всех внутригородских муниципальных образований вы можете посмотреть в этой таблице. А по ссылке доступны исходные материалы, которые мы использовали для анализа.

Читайте также: